Росреестр: новые правила сделок с недвижимостью. Вы о них знаете?

Теперь вы можете заключать сделки о покупке или продаже недвижимости в электронном формате, не выходя из дома.
Если вы собираетесь покупать или продавать недвижимость в этом году, то наверняка вам интересно, какие изменения в сфере регистрации сделок с недвижимостью вступили в силу за последнее время. И очень хорошо, потому что изменения есть. И касаются они появления Единого реестра недвижимости.
Как было раньше
Как регистрировали сделку с недвижимостью раньше? Делать это можно было только по месту нахождения объекта. То есть если вы жили в Самаре, а вам достался бабушкин дом под Калугой, то вам нужно было брать отпуск на месяц и оббивать пороги калужских контор. Причем документы и справки собирали по разным учреждениям. Кадастровый учет вела кадастровая палата, регистрацией прав на недвижимость занимался Росреестр, присвоить дому новый адрес имела право только администрация… Если вы хотели изменить границы участка, вам нужно было обращаться в один орган, а чтобы зарегистрировать сделку – в другой. Процедура хлопотная и сложная.
Как стало сейчас
1 января 2017 года вступил в силу федеральный закон о государственной регистрации недвижимости. Он установил новые сроки и правила для оформления сделок с участками, квартирами и домами. Этот закон более полный и понятный, многие процедуры упростились и ускорились.
Главное изменение — это создание единого реестра недвижимости (ЕГРН). Это электронная база данных о сделках, объектах и операциях. В ней хранится информация о кадастровом учете и регистрации прав на недвижимость.
Теперь госорганы автоматически обмениваются информацией о сделках, правах на объекты и обременениях. Чиновники и нотариусы, у которых тоже есть доступ к реестру, сразу смогут видеть, кто какую информацию запрашивает, какие изменения вносит. Граждане избавляются от необходимости выстаивать очереди в госучреждениях, чтобы получить ту или иную справку. Для тех, кто хотя бы раз сталкивался с бюрократической волокитой, это большое облегчение.
Например, целевое назначение вашего земельного участка изменилось — вы перевели землю сельхозназначения в землю под ИЖС (индивидуальное жилое строительство). Вам не нужно бегать со справками от городской администрации в Росреестр: все данные они получат автоматически, когда обновится реестр.

Другой пример: нотариус занимается оформлением наследства. Об этом автоматически узнают все нужные ведомства.

Третий вариант: ваш дом был арестован банком за долги. Вы смогли выплатить долг, и приставы сняли арест. Вам не нужно носиться с бумажками, которые доказывают, что вы чисты перед законом и что на вашей недвижимости нет обременений. Приставы сделают запись в базе данных, и при оформлении сделки (например, если вы продаете свой дом) специалистам Росреестра достаточно будет проверить базу данных.
Какие еще преимущества реестра
В реестре собрана информация по объектам со всей России, со всех регионов без исключения. Теперь вам не нужно ехать в Калужскую область, чтобы получить в наследство бабушкин дом. Вы можете даже не выходить из дома в Самаре. Вы способны оформить в собственность дом, просто имея электронную подпись.
Также реестр практически исключает «человеческий фактор». Проще говоря — будет меньше ошибок и опечаток в фамилиях, названиях улиц и так далее.
Насколько безопасен электронный ресурс
Реестр надежно защищен, данные много раз дублируются. Кто бы ни вошел в реестр, это сразу фиксируется в памяти, поэтому никто не сможет зайти в базу из дома и внести там какие-то изменения. Поэтому беспокоиться о том, что данные потеряются или реестр взломают хакеры, которые продадут и оформят вашу квартиру на кого-то другого, вам не стоит. Если в реестре меняется какая-то информация, то всегда можно выяснить, кто это сделал, когда и почему. В нем хранится история сделок за все время. Если с вашей недвижимостью происходит какая-то операция, Росреестр обязательно сообщит вам об этом.

У чиновника, который вносит изменения в базу, должны быть подтверждающие документы, иначе их запрос будет отклонен. Более того, сотрудники ведомств несут личную материальную ответственность за свои действия. За мошенничество грозит тюремный срок.
Эта система как раз направлена на защиту честных граждан от мошенников. Потому что теперь нельзя подделать справки или кадастровый план.
Если вам нужна дополнительная защита
Если вы потеряли паспорт или по каким-то другим причинам опасаетесь, что сделки с вашей квартирой или домом могут быть заключены без вашего участия, обратитесь в Росреестр. Можно лично, а можно и в электронной форме с цифровой подписью. Вы имеете полное право поставить запрет на любые операции со своей недвижимостью, информация об это появится в реестре. И даже если какой-то мошенник обратится в госорганы с якобы полученной от вас доверенностью, без вашего личного участия никакая сделка с квартирой заключена быть не может. Есть, конечно, исключения, предусмотренные законом, например, если вы будете признаны недееспособным.
Вы даже можете запросить в Росреестре информацию о том, кто искал сведения о вашей квартире. Список лиц вам предоставят.
Чтобы успокоить душу и удостовериться, что у вашей недвижимости нет никаких проблем, на нее не наложен арест и так далее, обратитесь опять же в Росреестр. Закажите у них выписку из ЕГРН на сайте или в МФЦ. Также вы можете попросить внести в реестр способ связи с вами, как собственником недвижимости, — адрес или электронную почту. По ним вам будут приходить уведомления и запросы.
Также вы можете завести личный кабинет на портале госуслуг. Тогда вы сможете узнавать обо всех действиях с вашей недвижимостью по сообщениям на мобильный телефон или заходя в кабинет через интернет.
Реестр удобен еще тем, что, покупая квартиру, вы можете заказать выписку о ней или бесплатно получить какие-то данные на сайте. Так вы сможете убедиться, что квартира не находится под арестом, выясните, как часто ее продавали (согласитесь, что квартира, которая была продана несколько раз в течение года, вызывает опасения в своей юридической «чистоте»?). Причем даже если вы покупаете квартиру в другом регионе, вы можете оформить сделку в своем регионе, обратившись в Росреестр или МФЦ по месту жительства или отправив электронное заявление.
Кстати:
Традиционный способ регистрации сделок с использованием документов и справок в бумажном виде никто не отменял. Если вы по каким-то причинам не доверяете электронному формату регистрации, то можете действовать по старинке: собирать документы и нести их лично в Росреестр или МФЦ.
Важный момент – согласно новому закону, сократились сроки регистрации. Права на квартиру в обычном порядке через Росреестр регистрируются семь рабочих дней, через МФЦ — девять. Арест квартиры будет зарегистрирован в системе в течение трех дней. Если вы направите документы на выделение вашей доли из совместно нажитого с супругом имущества в виде квартиры, то ваше право зарегистрируют за сутки.
Появление реестра упрощает регистрацию сделок с недвижимостью во многих случаях. Подавать документы на регистрацию можно разными способами — лично в Росреестре, через МФЦ или же в электронном виде. Но сделать это могут только уполномоченные лица с соответствующим набором документов. Если вы придете лично, у вас проверят паспорт или доверенность, заверенную у нотариуса. Если вы отправляете заявление в электронном виде, то его нужно заверить электронной подписью.